О библиотеке :: Календарь событий :: Электронные ресурсы :: Услуги :: Издания :: Ссылки :: ЖЖ   дом   карта   контакты    
Главная // О библиотеке // Отдел детской литературы // Издания


Отдел детской
литературы


Мариан Корен

Право ребенка на информацию и его реализация в детских библиотеках.

Все люди рождены свободными и обладают равными правами.
Они наделены разумом и должны строить отношения
друг с другом на принципах уважения и братства.
Декларация прав человека. Статья 1.


Права детей являются частью общечеловеческих прав. Во "Всеобщей декларации прав человека" отмечается особое положение детей в обществе и подчеркивается, что на них распространяются все международные принципы прав человека. Дети не обязаны заслуживать их как привилегию, и не должны воспринимать их как милость старших. Ребенка следует воспринимать как индивида, обладающего теми же правами, что и другие люди. Но в силу возрастных особенностей, он обладает еще и правом на защиту и на помощь общественных институтов. Юридическая поддержка подразумевает не только право пользоваться своими правами, но и право знать о них, право их отстаивать.

Конвенция по правам ребенка

"Конвенция ООН по правам ребенка" была принята 20 ноября 1989 года. Все государства мира ратифицировали этот документ, так что его можно расценивать как международный стандарт.

Основополагающая идея Конвенции: "Дети являются не только объектами, но и субъектами права. Определение того, что полезно для детей, а что нет, должно зависеть не только от мнения взрослых, но и от мнения детей."

Говоря о правах ребенка, следует учитывать не только обязанности государства, родителей и прочих взрослых, но и возможность для детей принимать участие в событиях повседневной жизни, по крайней мере, иметь право высказывать собственное мнение по вопросам, касающимся непосредственно их самих. Следовательно, ребенку необходимо и право на информацию. Ребенок находится в непрерывном поиске новой информации. Информация влияет на физическое, эмоциональное, умственное и социальное развитие ребенка, и это накладывает обязательства на поставщиков информации для детей. Важно, чтобы все дети, независимо от времени и места, где они живут, имели доступ к информации, и могли использовать ее с пользой для себя.

Отслеживая в "Конвенции по правам ребенка" разделы, относящиеся к праву на информацию, мы находим ясные формулировки о праве ребенка на самовыражение (Статья 13) и праве на доступ к информации (Статья 17). Число опосредованных ссылок на право ребенка на информацию гораздо больше. Это и право родителей на получение информации по воспитанию и развитию индивидуальности ребенка, и право ребенка выражать собственное мнение по вопросам, касающимся его жизни, и право на самостоятельное мышление, свободу мысли и совести, и, наконец, требование уважительного отношения к его жизни. Поскольку предоставление информации сопряжено и с образовательными целями, Конвенция расценивает информацию, как важнейшее средство улучшение условий человеческого существования, как гарантию соблюдения прав человека, залог упрочения мира и справедливости на Земле.

Реализация "Конвенции о правах ребенка" в публичных библиотеках

Право ребенка быть выслушанным на любом административном или юридическом процессе, как и право на образование, закрепленные в Конвенции подразумевают ответственность большого числа лиц и учреждений. Поскольку ребенок имеет право высказывать собственное мнение по всем вопросам, касающимся его непосредственно, взрослые, облеченные властью принимать решения, разрабатывать политику, и влиять на среду, в которой живет ребенок , обязаны прислушиваться к мнению детей. Эта обязанность распространяется и на работников библиотек. К общим принципам и обязанностям, закрепленным в Конвенции, и распространяющимся на деятельность публичных библиотек, относятся следующие:

Уважение: ребенок имеет право на уважительное к себе отношение. Это право подразумевает также принцип равенства: все дети имеют право на доступ к информации, даже если осуществление этого права требует дополнительных мероприятий, например, если это дети-беженцы, инвалиды или представители социальных меньшинств, или они живут в отдаленных регионах, или их родители - безработные. Уважительное отношение предполагает, что будут учитываться возрастные особенности ребенка, что программы и информация будут специально адаптироваться, чтобы быть понятными детям, при этом исключается недооценка или занижение способностей ребенка.
Деятельность в интересах ребенка: интересы ребенка должны определять любую деятельность, связанную с детьми. В библиотеке их надо учитывать при выборе расписания работы, поиске наиболее удобного места для детского отдела, определении требований к детскому библиотекарю, распределении бюджета.
Максимум средств: в Статье 4 заявляется, что государства обязаны направлять максимум средств на нужды детей и поддерживать международную кооперацию в этой сфере. Это означает, что если происходит сокращение бюджета, оно лишь в крайнем случае в самую последнюю очередь может затрагивать службы для детей. Богатые государства не должны удовлетворяться сознанием, что они предоставили детям своей страны максимум средств, обеспечив им доступ к информации и культуре, их помощь может понадобиться бедным государствам, находящимся в менее благополучных условиях.
Личное участие: уважение к детскому мнению подразумевает также обязанность государственных учреждений и публичных библиотек привлекать детей к участию в создании адресованных им программ, служб и мероприятий. Мнение, что дети нуждаются лишь в защите, не имеют собственных взглядов и не способны принимать решения - безнадежно устарело. Конвенция обязывает рассматривать любые проблемы с точки зрения ребенка и решать их вместе с детьми. Кроме этих основных обязанностей, существуют более специфические, которые также относятся и к библиотекам:
Доступ к информации: ребенок имеет право на доступ к информации и материалам из различных национальных и интернациональных источников, в первую очередь это касается информации по улучшению его социального, духовного и морального благополучия, физического и духовного здоровья. Библиотеки должны заботиться о включении таких материалов в свои коллекции, и об их пропаганде.
Распространение информации и материалов, содержащих полезные для ребенка сведения социального и культурного характера, также должно являться целью и неотъемлемой частью образования, подразумевая наиболее полное развитие личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей; воспитание уважения к правам человека, другим культурам, окружающей среде. Представление о том, что информация служит образованию детей, воспитанию в них высоких гуманистических принципов, лежит в основе права на информацию. В этом процессе библиотекам принадлежит особая роль, ведь они располагают большим спектром информационных источников.
Издание и распространение книг для детей Библиотеки обязаны защищать это право ребенка, предоставляя различные службы, а также программы по чтению и использованию информации. Необходимо изыскивать дополнительные средства на приобретение детских книг, в том числе на иностранных языках, языках национальных меньшинств, и книг, адаптированных для детей-инвалидов. Хорошо организованная система распространения книг, подразумевает наличие разветвленной библиотечной сети, предоставляющей детям возможности для самообразования. У каждого ребенка должен быть читательский билет, как символ связи между ребенком и библиотекой.
Обеспечение условий и гарантия возможности участия в культурной жизни: библиотека должна заботиться о том, чтобы дети могли свободно принимать участие в культурной жизни и заниматься искусством. Библиотека призвана предоставлять всем пользователям равное право принимать участие в культурных, художественных, развлекательных и досуговых мероприятиях. Для выполнения этой задачи библиотекам следует сотрудничать с другими учреждениями культуры. Важно, чтобы дети заблаговременно знали, какие мероприятия намечены, где и когда они будут происходить. Программы должны учитывать возрастные особенности детей - читателей библиотеки. Не достаточно просто придумать программу для группы детей: ребенку должно быть предоставлено право индивидуального участия.
Предоставлять информацию, посвященную безопасности ребенка. В различных статьях Конвенции, говориться о том, что государство обязано заботиться о безопасности ребенка и ограждать его от вредной информации. Но информация может быть и полезной, может служить его безопасности. В библиотеке можно создать информационный центр для детей, где бы собиралась подобная полезная информация, изложенная в понятной для ребенка форме. Это может быть информация о здоровье, технике, средствах информации, окружающей среде, походах, а также информация о юридических консультациях для детей, психологических службах и телефонах доверия. Для получения подобной информации библиотека должна сотрудничать с социальными институтами, занимающимися детскими проблемами.
Поощрять и поддерживать соблюдение прав ребенка. Предоставляя разнообразную полезную информацию, организуя различные культурные мероприятия, библиотека может способствовать реализации прав ребенка. Например, права на образование, включающее и внешкольное образование. Многие права человека, включают в себя право на информацию, например, право на свободу мысли, свободу совести, право быть выслушанным. Объясняя ребенку его права, библиотека способствует его социализации, открывает ему окружающий мир.
Информация о Конвенции и заключенных в ней принципах. Конвенция вменяет в обязанность государствам пропаганду сформулированных в ней принципов, которые должны быть известны как взрослым, так и детям. Вот, задача для библиотеки. Но недостаточно раздавать всем посетителям листовки с текстом Конвенции. Дети и взрослые должны проникнуться ее духом, чтобы применять ее на практике, и быть нетерпимее к нарушению прав человека в повседневной жизни.

Что могут сделать библиотеки, чтобы поддержать вышеперечисленные права ребенка?
На местном уровне реализация права на информацию требует, например:
Создания совместной сети с прочими детскими учреждениями, занимающимися досугом, спортом, культурой. Задачей такой информационной сети является помощь ребенку в поиске нужной информации и усиление социальной роли библиотек. Участвуя в этой работе, библиотека помогает реализовывать молодежную политику местных властей с тем, чтобы она не ограничивалась мерами по предотвращению ранней преступности, именно библиотеки помогут расширить спектр молодежных программ. В случае необходимости библиотеки могут выступать от имени детей, отстаивая их права на доступ к информации и участие в общественной жизни.
Празднование 20 ноября - Международного дня прав ребенка. 20 ноября считается Международным днем прав ребенка с момента провозглашения Декларации в декабре 1959 года. В 1989 году после принятия ООН "Конвенции по правам ребенка" значения этого дня еще больше возросло. Так что наилучшем подтверждением участия библиотек в реализацию прав ребенка будет празднование этого дня в библиотеках. Этот день должен стать традиционным праздником, отмечаемым в библиотеках, как акция в поддержку прав ребенка на информацию и культуру. Важно, чтобы дети принимали участие в разработке и осуществлении программы праздника. Это их день, день, посвященный их правам. Участие в подобных мероприятиях служит подтверждением серьезного отношения к правам ребенка не только на словах, но и на деле.

Как уже говорилось выше, реализация права ребенка на информацию во многом зависит от специалистов, работающих с детьми, от их чувства ответственности. Каждый библиотекарь, будь то новичок или профессионал, должны знать о правах ребенка, и сознавать, что их реализация - условие нормального развития библиотеки. Поэтому изучение прав ребенка необходимо включать в программы библиотечных школ, точно также как оно включено в программы профессионального обучения учителей, полицейских, социальных работников, юристов и пр.

Права ребенка должны органично войти в ежедневную библиотечную практику. Библиотекари обязаны стремиться к наивысшему профессионализму в своей работе и неукоснительно соблюдать, установленные ими самими этические принципы - честность достоинство, уважение.

Так давайте сообща заботиться о реализации прав ребенка. Давайте уважать и пропагандировать права ребенка в библиотеках!

Роль библиотек как социальных институтов возрастает с каждым годом. Особое значение придается ныне во всем мире развитию библиотечных служб для детей и подростков. Современное общество сознает уникальную роль детства, как жизненного этапа, в значительной степени определяющего все дальнейшее развитие человека. Детские библиотеки перестают быть пассивными собирателями и хранителями информации, они все активнее вовлекаются в социальную работу, во многом определяя общественную жизнь района, города, села, где они расположены. От библиотекарей, работающих с детьми и подростками, сегодня требуется высокий профессионализм, умение быстро реагировать на перемены в обществе, оперативно внедрять новейшие достижения в ежедневную практику.

Однако, как отмечали члены Секции детских и юношеских библиотек, собравшиеся на пленарное заседание во время 64-ой Генеральной Конференции ИФЛА, общественный статус детских библиотек во многих странах еще не достаточно высок, меж тем как влияние библиотек на формирование мировоззрения подрастающих поколений трудно переоценить.

О высоком предназначении детских и юношеских библиотек в деле пропаганды гуманистических идеалов и демократических принципов, закрепленных в основных международных документах, разработанных ООН - "Декларации прав человека" и "Конвенции по правам ребенка" говорила в своем докладе представительница Ассоциации публичных библиотек Нидерландов Мариан Корен, принимавшая личное участие в разработке многих международных проектов ЮНЕСКО и ИФЛА.

С целью определения места и роли юношеских библиотек в современной библиотечной системе, Секция детских и юношеских библиотек подготовила и опубликовала важный документ - "Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи", который призван стать важным подспорьем в ежедневной практике публичных библиотек, развивающих специальные детские и юношеские службы. Данное издание является дополнением, к опубликованному ранее "Рекомендации по библиотечному обслуживанию детей".

Публикуя сокращенный вариант доклада М.Корен и полный текст "Рекомендаций по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи", составители данного сборника полагают, что содержащиеся в этих документах основополагающие принципы библиотечного обслуживания, смогут стать ценным подспорьем как для администрации библиотек, разрабатывающей современную идеологическую политику своей деятельности, так и для рядовых библиотекарей, призванных претворять этой политику в жизнь.

Ольга Мяэотс, член Постоянного Комитета Секции детских и юношеских библиотек ИФЛА
 


   © 2013 Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы им. М.И. Рудомино. Вся информация, представленная на сайте охраняется авторским правом и другими правами на интеллектуальную собственность и является собвственностью соответствующих правообладателей или БИБЛИОТЕКИ.
      Rambler's Top100